Банковская информация в России постепенно перестает быть тайной. Это происходит из-за регулярных нововведений, касающихся доступа определенных организаций к личным счетам граждан. По мнению правительства, такого быть не должно, поэтому расширять круг лиц, способных делать запросы в банки, пока не планируется. Касается это и прокуроров, которые хотели бы получать нужную информацию, минуя суд.
На рассмотрение правительства был выдвинут новый проект, который, при условии его одобрения, предоставил бы доступ к банковским тайнам, включающим операции и остатки на счетах граждан РФ, всем рядовым прокурорам. Такую информацию можно было бы получить по простому запросу, что, по мнению кабинета министров, нарушает конституционные права наших соотечественников. Правительство наложило вето на законопроект, однако сохранило полномочия не дожидаться суда для генпрокурора Ю. Чайка.
Цель оспоренного документа — упростить борьбу с коррупцией, ведь, заглянув в счета чиновника и его родственников, можно отследить размер незаконного обогащения, если таковое событие было. Аргумент, не позволивший ввести новые нормы в действие, — отсутствие статусного ограничения на запросы, ведь нет никаких гарантий, что они будут касаться исключительно госслужащих.
Существует и другое мнение — закон отвержен неспроста. С 2013 года в РФ действуют нормы, в рамках которых прокуроры должны принимать меры к чиновникам, имеющим реальное расхождение между доходами и расходами, наверняка таковые есть и в верхах. Однако проверить данные прокурор не может, так как не имеет доступа к скрытой информации. А для того, чтобы суд вынес решение, позволяющее проникнуть в банковскую тайну, опять-таки необходимы веские аргументы, к которым относится состояние банковских счетов. Иными словами, круг замыкается, поэтому до сих пор не зафиксировано ни одного иска к госслужащим, что само по себе нонсенс. Конечно, каждый прокурор может пойти другим путем, например, запросить информацию в налоговой или в ПФ, но это очень долго, да и полной картины такие сведения не дают.
Что интересно, уже сейчас взаимоотношения россиян с банками — не секрет для более чем тридцати организаций и должностных лиц, среди которых числятся, например, внебюджетные фонды, для которых вряд ли такая информация жизненно необходима. И только для прокуроров места в законе не нашлось, хотя Генпрокуратура поднимает этот вопрос уже с 2011 года.
Официальный отзыв кабинета министров на новый законопроект содержит поясняющую фразу, гласящую о том, что доступ к скрытым сведениям может дискредитировать институт банковской тайны. Сам собой напрашивается вопрос: “Куда уж больше?”. Что касается банков, то они, естественно, против запросов от прокуроров, ведь это однозначно снизит доходы — чиновники будут бояться открывать депозиты.
Есть предложение ограничить круг лиц, чья информация может стать доступной, в него необходимо включить чиновников. Но сможет ли это решить вопрос, ведь всем ясно, что ни один госслужащий в здравом уме не будет оформлять незарплатные счета на себя, когда есть дети, жены, тещи, братья и прочая родня. Таким образом, познакомившись с ситуацией поближе, начинаешь грешным делом думать, а может, все-таки прокуроры правы?