Минпромторг на днях оценил результаты от финансовых санкций, наложенных на Россию ЕС и США. Замглавы министерства Юрий Слюсарь заявил, что итогом санкций Запада стал рост банковских ставок, за лето они выросли примерно на 2%.
Это не единственная проблема. Из-за некоторых ограничений российским компаниям, ранее работающим с привлечением иностранных кредитов, пришлось поменять бизнес-модель. Так они лишились возможности выпускать еврооблигации, а для госсектора полностью закрылись синдицированные кредиты.
В то же время частные компании сумели нарастить темпы привлечения иностранных средств, рост прямых инвестиций зафиксирован как раз в период обострения отношений, он составил 2,5%. Половина привлеченных средств — прямые инвестиции, $2,5 млрд — кредиты.
Например, компания Лукойл получила бридж-кредит на приличную сумму $1,5 млрд у банков Citibank и JPMorgan, средства будут направлены на разработку нефтяных месторождений в Ираке и на Каспии. По мнению аналитиков данный случай — нонсенс, так как многие корпорации сейчас наоборот стремятся рефинансировать или выкупить долги у Запада.
В связи с закрытием внешнего рынка, крупные компании стараются найти источник финансирования в РФ. Так, Роснефть в нынешнем году отказалась от зарубежных займов, погасив долги на $6,5 млрд, привлеченные ранее на покупку ТНК-ВР. Уже в феврале компания выпустила облигации на сумму 35 млрд руб. и получила кредит на 12,5 млрд руб. в одном из российских банков. Еще одна крупная фирма НОВАТЭК заняла у иностранцев в начале года $430 млн, сейчас компания кредитуется исключительно в Газпромбанке.
Несмотря на рост ставок в отечественных банках, уже сейчас объем кредитов для корпоративных компаний вырос более чем на 10%. Специалисты считают, что российские банки не должны повышать ставки, а, наоборот, искать варианты выгодных для соотечественников предложений.
Наиболее устойчивые кредитные компании стараются удерживать проценты на реальном уровне, не пользуясь ситуацией. Так, например, микрофинансовая организация ВЭББАНКИР не повышала ставки.