В Госдуме вновь поднимается вопрос о судьбе заемщиков, которые в нынешней экономической ситуации попали в число должников. Депутаты призвали обратить внимание на ситуацию с продажей залогового имущества банками. К сожалению, в числе неплательщиков по кредитам оказались и рядовые граждане, оформлявшие ипотеку в валюте, и предприниматели, пострадавшие из-за обесценивания рубля. Люди просто-напросто не знают, где взять денег.
По мнению представителей госдумы, ситуация, когда банк-кредитор вправе сам выставлять на торги заложенное имущество, да еще и по заниженной стоимости, — несправедлива, так как ущемляет интересы заемщика, и без того оказавшегося в сложной ситуации. Если вырученной от продажи суммы хватит на полное погашение долга по кредиту – хорошо, в противном случае заемщик так и остается должником, но уже без имущества.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты предложили установить четкий срок в который должник по займу сможет сам продать имущество (предлагается 2 месяца). Эта мера, при ее принятии, будет направлена на соблюдение интересов обеих сторон. Она защитит и заемщиков, ставших жертвой сложившихся обстоятельств, вызванных скачками курса валют, и банки, которые по прошествии обозначенного срока смогут сами заняться продажей имущества и в любом случае получат деньги. Инициативу поддерживают многие депутаты: по их мнению, будет справедливо, если заемщик сможет сам участвовать в продаже своего имущества, так как это будет способствовать прозрачности всей процедуры.
Совсем другую точку зрения обозначили представители банков, посчитавшие высказывания в свой адрес по меньшей мере некорректными. По их мнению, заемщик может и должен лично продавать свое имущество с целью погашения долгов, не дожидаясь принудительного изъятия. Банк вправе требовать от заемщика погашения всех долгов по кредитам и тот обязан своевременно решать такие вопросы любым законным методом. Однако если должник не выполняет принятые на себя обстоятельства, банк обращается в суд, и теперь уже судебные приставы занимаются взысканием. По закону кредитор может вмешиваться в вопрос об имуществе в двух случаях: когда заемщик сам предоставляет ему такое право или если имущество не удалось продать с торгов — тогда оно переходит к банку на законных основаниях по сниженной цене.
Президент Российской гильдии арбитражных управляющих С.Клейменов видит причину несовершенства процедуры, связанной с продажей имущества, в организации самих торгов. Зачастую они бывают закрыты для заемщика и проводятся в пользу конкретного, аффилированного с банком, лица. Достаточно навести порядок в этой системе и сделать процедуру прозрачной для всех заинтересованных сторон, что само по себе решит проблему.
Юристы, рассматривая этот вопрос, ссылаются на действующий федеральный закон «Об исполнительном производстве», в котором определено, что каждый должник вправе опротестовать утвержденную стоимость его имущества, если она, на его взгляд, занижена. Другое дело, что большая часть россиян является неграмотной во многих юридических вопросах и потому не пользуется узаконенными правами. По их мнению, людям, оказавшимся в такой ситуации, стоит обратиться к законодательству РФ, чтобы в полной мере пользоваться положенными у правами и не оказаться в ситуации «без вины виноватый».
Сами должники встали на сторону депутатов. Никто не отрицает, что у них есть права и по закону они “могли бы…”, но не стоит забывать, что любое обращение к юристу и в другие организации требует денег, а где их взять? На этот вопрос не ответил никто.